Октябрьское заседание научного семинара Общества Нусантара

31 октября 2017 в ИСАА МГУ прошло очередное заседание научного семинара Общества Нусантара.
Очередное заседание общества открыла молодой исследователь А.В.Ищенко (ИСАА МГУ) докладом «Экономическое развитие Британского Северного Борнео и Саравака в колониальный период (вторая половина XIXв. – первая половина ХХв.)». Британское Северное Борнео ныне входит в состав Федерации Малайзии как штат Сабах. Вместе с соседним штатом Саравак он составляет регион Восточной Малайзии, занимающий северную часть острова Борнео (Калимантан). В докладе рассматривались особенности развития Восточной Малайзии в сравнении с западной частью страны, то есть Малаккским полуостровом.

А.В.Ищенко указала на географическую удаленность Восточной Малайзии, что всегда ограничивало возможности привлечения туда инвестиций. Регион был вынужден развиваться преимущественно собственными силами: посредством добычи полезных ископаемых и сельскохозяйственного производства. В Сараваке это привело к подъему плантационных хозяйств, однако в мировом масштабе штат не стал крупным стабильным производителем сельхозпродукции. Большую роль тут играла слабая развитость инфраструктуры.

Экономическую деятельность в Сабахе от имени Британской короны долгое время вела British North Borneo Chartered Company, и результаты в большой степени зависели от торговли с Сингапуром и в меньшей степени – с другими странами. Сельское хозяйство и здесь было важнейшим сектором экономики.

По-настоящему Сабах и Саравак превратились в колонии уже после Второй мировой войны, когда белый раджа Брук в Сараваке и British North Borneo Chartered Company передали управление этими землями правительству Великобритании. Это способствовало централизации и систематизации всех сфер жизни Сабаха и Саравака, которые интегрировались в экономику Британской Малайи. Попытки добычи там полезных ископаемых по-прежнему не приносили значительного успеха, сохранял большую роль плантационный сектор.
Важным следствием полной колонизации Сабаха и Саравака стала растущая зависимость от внешней торговли и утрата местным населением экономической самостоятельности.
По мнению А.В.Ищенко, наметившиеся в колониальный период черты экономики Восточной Малайзии во многом определяют ее лицо по сию пору.

Е.С.Кукушкина (ИСАА МГУ) посвятила свое выступление литературе, избрав тему «К вопросу о реалистичности освещения в малайской прозе событий истории Малайзии ХХв.». Поворотным моментом исторического развития страны в прошлом столетии стало достижение независимости в 1957г. Роман Абдуллы Хуссейна «Сцепка» - произведение национальной литературы, в котором создана уникальная панорама десятилетий предшествовавших этой кульминации. В романе выведены линии трех главных героев, представляющих крупнейшие этнические группы страны – малайцев, китайцев и индийцев.
Повествование ведется с точным описанием жизненных и исторических реалий, создавая впечатление большой достоверности. По ходу развития сюжета автор ведет своих персонажей к встрече, которая через ряд конфликтов завершается совместным празднованием достигнутой независимости. Главную цель автор видел в том, чтобы очертить судьбы типичных обитателей молодого государства. Они говорят на разных языках, у них разная вера и интересы, однако надо всем этим писатель видит объединяющую идею единства в новой стране, открывающей каждому большие возможности.

Роман представляет собой реалистическое произведение, что не помешало утопичной развязке. Абдулла Хуссейн видит в описываемой им реальности предпосылки успешного развития страны и гармоничных национальных отношений. Ближайшая действительность опровергла прогнозы автора. Роман увидел свет в 1967г., за 2 года до трагических межэтнических столкновений, унесших сотни жизней. Равновесие установилось позднее, ценой значительных усилий правительства страны.

В отличие от «Сцепки», роман «Священная мышь» Хассана Ибрахима внешне представляет собой лишь опосредованный отголосок действительности. Это аллегория, где мышиное царство – прообраз Малайзии и ее населения – малайцев (полевых мышей), китайцев (городских мышей) и индийцев (плантационных мышей). Недобросовестность, алчность и самолюбование политика, выведенного в образе «священной мыши», приводит к обострению отношений трех кланов, которое завершается взрывом. Аллегория Хассана Ибрахима, написанная в 1963г. провидчески точно обрисовала события накануне мая 1969г., когда в Куала Лумпуре вспыхнули межэтнические волнения.

Оба романа позволяют считать 1960е годы периодом вполне сложившегося в малайской литературе реализма, иногда выступающего в иносказательной форме.

Доклады вызвали многочисленные вопросы и комментарии участников семинара.

Статью подготовила: Е.С.Кукушкина