125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1
+7 (495) 629-43-49
Пн-Сб 9.00-18.00
office@iaas.msu.ru

  • VK
  • Rutube
  • Youtube
  • Телеграм
Image Alt

23 ноября члены Общества «Нусантара» провели очередное заседание своего научного семинара

  /  Новости   /  Новости ИСАА   /  23 ноября члены Общества «Нусантара» провели очередное заседание своего научного семинара

23 ноября члены Общества «Нусантара» провели очередное заседание своего научного семинара

23 ноября 2017 года в ИСАА МГУ прошло очередное заседание научного семинара Общества «Нусантара»

Открыл заседание П.И.Найдёнов (ИСАА МГУ) сообщением на тему «Христианизация Сабаха в ХХв. и традиционная система мировоззрения кадазан-дусунов».
В отличие от Малаккского полуострова, на севере Борнео британское влияние главенствовало не только в экономике, но и в духовной сфере.

На фоне социальных проблем (низкие доходы населения, высокая смертность от болезней, неграмотность, пьянство) миссионеры связывали идею улучшения социального положения народа с обращением в христианство. Этим они завоевали расположение большинства местного населения, которое видело в миссионерах помощников и защитников.

Деятельность христианских проповедников началась в Сабахе во второй половине XIXв., на настоящий момент в штате представлено 30 ветвей христианства. Крупнейшие из них – католичество, англиканская церковь, лютеранство, евангелическая церковь, церковь адвентистов 7-го дня и церковь Истинного Иисуса.
Миссионеров активно интегрировались в местные общины, изучая их языки и обычаи. Подавляющее большинство больниц и школ открывалось в Сабахе их усилиями. Миссионерские школы предлагали более высокий уровень образования и воспитали целый ряд общественных и политических деятелей.

Имея положительное влияние на многие стороны жизни местного населения, миссионеры вместе с тем подрывали традиционный уклад и мировоззрение. Кадазан-дусуны исходно были анимистами с довольно сложными представлениями об устройстве мира и внутренней организации человека. Их жизнь проходила в рамках сложного комплекса ритуалов. Все это постепенно отступало перед христианством, меняя самосознание народа.

В докладе «Хартоно Рексо Дарсоно: судьба генерала в Индонезии» д.и.н. В.В.Сумский (МГИМО МИД РФ) обрисовал карьерный путь одного из влиятельных представителей индонезийской военной элиты.
Возвышение Дарсоно произошло на волне репрессий против коммунистической партии Индонезии и свержения первого президента Сукарно в сентябре 1965г., когда он приобрел репутацию радикала Нового порядка. Однако его позиция была излишне жесткой даже для нового руководства страны – он ратовал за роспуск всех партий и назначаемость парламента. В результате его деятельность перенесли в дипломатическую сферу.

В период войны в Индокитае и возникновения там ряда государств иной политической ориентации, нежели Индонезия, Дарсоно проявил себя решительным, но гибким дипломатом. В момент создания регионального блока АСЕАН, он оказался подходящей кандидатурой на пост его Генерального секретаря.

Со временем его радикальные настроения все же дали о себе знать. Во время студенческих выступлений 1977г. в Бандунге он поддержал демонстрантов. Это было грубым нарушением устава АСЕАН, который предписывает Генеральному секретарю соблюдать принцип невмешательства во внутреннюю политику своей страны. Дарсоно был смещен с поста.

Несогласие с политикой Сухарто привело его сначала в круг отставных военных, которые взвешивали возможность смены президента страны, а затем – в ряды исламской оппозиции. После нескольких акций исламистов он был арестован и приговорен к 10 годам заключения, освобожден спустя 5 лет и скончался за 2 года до падения режима Сухарто.

В.В.Сумский подчеркнул закономерность такого развития событий жизни Хартоно Рексо Дарсоно. Ввиду отсутствия канала политического протеста в Индонезии, радикальный ислам остался единственным вариантом для проявления несогласия с политикой властей.

Статью подготовила: Е.С.Кукушкина