125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1
+7 (495) 629-43-49
Пн-Сб 9.00-18.00
office@iaas.msu.ru

  • VK
  • Rutube
  • Youtube
  • Телеграм
Image Alt

Заключительное заседание Общества «Нусантара» в 2016-2017 учебном году

  /  Новости   /  Новости ИСАА   /  Заключительное заседание Общества «Нусантара» в 2016-2017 учебном году

Заключительное заседание Общества «Нусантара» в 2016-2017 учебном году

18 мая 2017 Общество «Нусантара» завершило цикл ежемесячных заседаний своего научного семинара в 2016/2017 учебном году.

Н.В.Пракапович (ИСАА МГУ) выступила с докладом «Влияние американской образовательной политики на современный социально-экономический уклад жизни филиппинцев». Проведенный анализ показал, как были сформированы стереотипы самовосприятия народа Филиппин, заложенные колониальной системой образования – сначала испанской, а затем американской. Принципы американского подхода сохраняются во введенной бывшим президентом страны Б.Акино образовательной программе К-12, которая вызывает большие дискуссии.

В рамках данной программы продолжительность обучения была увеличена с 9 до 12 лет; из нее были исключены предметы, имеющие непосредственное отношение к национальной самобытности (изучение языка филипино, истории и культуры Филиппин); были введены курсы по овладению профессиональными навыками низкой квалификации. Сторонники К-12 в правительстве и министерстве образования утверждают, что она имеют целью улучшение качества образования и конкурентоспособности выпускников местных школ в условиях рынка.

Противники программы настаивают, что она сокращает внутренний потенциал страны, обслуживая интересы международного капитала, которому поставляется дешевая филиппинская рабочая сила.

Среди жителей страны насаждается образ «гражданина мира», — наемного рабочего. Правительство Филиппин также эксплуатирует ориентированность населения на неквалифицированную работу за рубежом, финансируя агентства по найму и поощряя трудовую миграцию. Объем денежных переводов, высылаемых в стану мигрантами достигает 8% ВВП. При этом половина филиппинцев, остающихся работать у себя в стране, трудятся в сфере услуг.

По словам докладчика, несмотря на формальное порицание отношения прежних колонизаторов (испанцев) к образованию местного населения, американцы по сути продолжили их линию. Они также сделали ставку на ликвидацию неграмотности посредством введения всеобщего начального обучения и развитие профессионального образования. К этому было добавлено воспитание «патриотизма и духа свободы». Образ либеральных колонизаторов, какими стремились подать себя американцы, скрывал прагматичный расчет: внедрялось образование с минимальными элементами академичности, учащимся прививались простейшие навыки для удовлетворения базовых жизненных потребностей, консервировалось положение коренного населения в роли обслуживающего персонала. Фактический расизм такого подхода скрывался за идеями протестантско-светской идеологии и трудовой этики, которая привилась на Филиппинах, несмотря на малое влияние протестантской церкви.

Как полагает Н.В.Пракапович, американская образовательная политика получила продолжение в современной концепции образования на Филиппинах, которые экономически и политически по-прежнему сильно зависят от США.

Завершало программу цикла научных семинаров Общества «Нусантара» в текущем учебном году выступление Президента Общества профессора В.В.Сикорского (ВКИЯ МИД РФ) на тему «Политика, история, философия яванизма и проч. в романе индонезийской писательницы Айю Утами Число Фу».

По мнению докладчика, Айю Утами продолжает усилия нескольких известных индонезийских авторов, которые интерпретировали в своих произведениях вопросы истории страны, мировоззрения ее народа и философии. Роман Число Фу (2008) основан на обширном материале, изобилует самобытными идеями и оценками. Как полагает В.В.Сикорский, творчество Айю Утами выходит за рамки популярного женского течения састра ванги, хотя ее считают одной из его главных фигур.

Роман отчасти имеет вид научной работы, снабжен тематическим индексом, насыщен вставками статей из научной периодики, реальными и имитированными. В произведении очень заметна политическая и философская позиция автора, ратующего за сохранение окружающей среды во всех смыслах – природном и духовном.

В сфере политики Утами противостоит государственному милитаризму, в области мировоззрения – фундаментализму и ортодоксальности, жесткому монотеизму. Ее протест реализуется через описание перипетий жизни главного героя, который борется с добывающими компаниями, варварски эксплуатирующими ресурсы страны, и в конце концов гибнет от рук исламских фундаменталистов-фанатиков.

По мысли писательницы, уважение к народным традициям и верованиями способствует уважительному и бережному отношению к окружающей среде. Гибель героя становится своего рода катарсисом, который приводит к снятию растущего напряжения, сближению и примирению противоборствующих сторон.

Роман насыщен символикой, сюжетными ходами и мотивами разнообразного происхождения, которая вызывает множество идей и ассоциаций. Они связаны в своей массе с традициями и духовностью яванского мистицизма кеджавен, также имея выход на другие религиозные и культурные традиции. К числу таких мотивов относится обретение младенца-подкидыша и его усыновление, история мифологических близнецов, кровосмешение, отшельничество, телесное уродство. Одной из центральных является тема мистического странствия (например, в виде подъема к вершинам гор или, напротив, спуска в пещеру, что понимается как возвращение в лоно Матери-земли).

Целью главного героя и его соратников является поиск тайного магического числа-знака, умножение и деление которого дает один и тот же результат, в котором все части целого едины и самодостаточны. Это Божественное число, эманация Бога. Утверждается свойственная яванской культуре идея равновесия, которая всегда имела в глазах яванцев священную природу. Среди прочего, устами своих героев и самой формой своего романа Айю Утами говорит о необходимости единства и равновесия между вдохновением и рациональной мыслью.

По заключению В.В.Сикорского, роман Число Фу представляет собой произведение большой литературы и заслуживает пристального внимания исследователей и переводчиков.

 

 

 

Доклады были выслушаны с большим интересом, выступавшие ответили на многочисленные вопросы участников семинара.

 

 

Статью подготовила: Е.С.Кукушкина