
Филиппинский фольклор и малайская драма в докладах межрегионального семинара Научного общества «Нусантара»
В конце октября в ИСАА МГУ состоялось очередное онлайн-заседание межрегионального семинара научного общества «Нусантара». С докладами выступили ведущий российский специалист по фольклору и этнографии Филиппин, зав. отделом МАЭ (Кунсткамера) РАН М.В. Станюкович, а также начинающий исследователь малайской драматургии, магистрант ИСАА МГУ К.В. Табунова.
С 1990-х гг. ИСАА МГУ является основной площадкой проведения регулярных семинаров Общества «Нусантара» — научной организации, объединяющей исследователей островной части Юго-Восточной Азии из России и других стран.
28 октября состоялся очередной научный семинар Общества «Нусантара», на котором были представлены яркие доклады о филиппинском фольклоре и о возрожденном жанре малайской драматургии. В семинаре приняли участие заслуженные ученые и молодые исследователи из Санкт-Петербургского университета, МАЭ РАН, ИАЭ РАН, ИСАА МГУ, Центра АСЕАН МГИМО, а также Азербайджанского Университета языков.
С докладом «Филиппинский фольклор. Жанровый состав, собирание и изучение» выступила коллега из Санкт-Петербурга, ведущий российский специалист по фольклору и этнографии Филиппин, заведующая отделом Австралии, Океании, Индонезии и Филиппин МАЭ (Кунсткамера) РАН к.и.н. Мария Владимировна Станюкович. Докладчик обрисовала основные критерии, а также проблемы классификации фольклорных жанров в целом и фольклора Филиппинского архипелага в частности. Вторая часть доклада М.В. Станюкович была посвящена собственному практическому опыту полевых исследований и сбора фольклорного материала ряда горных народностей Филиппин. Докладчица также рассказала о зафиксированных ею примерах возрождения ряда песенных ритуалов горцев и их практического применения в жизни современных филиппинцев.
Магистрантка ИСАА МГУ К.В. Табунова представила доклад на базе своего магистерского исследования «Жанр бангсаван в современной драматургии Малайзии». Докладчица подробно рассказала о важных особенностях этого жанра, относящегося к малайскому театру переходного типа. Бангсаван соединяет в себе черты народных зрелищ, возникших во второй половине XIX века под воздействием индийского театра парсов, с современными коммерческими новациями. В ходе дискуссии участники семинара отметили в жанре бангсаван ряд черт, унаследованных из регионального фольклора Нусантары.
Запись семинара доступна на Youtube: https://youtu.be/2gThqiqK1GE Мы благодарим докладчиков и участников семинара и ждем коллег на следующем заседании, в ноябре!
Е.А. Бакланова, ученый секретарь Общества «Нусантара»