IV научный семинар в рамках проекта РНФ «Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.)» | Итоги
2 декабря в Международном центре корееведения ИСАА МГУ состоялся IV научный семинар в рамках проекта РНФ «Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.)». Семинар был посвящен подведению итогов годовой работы научного коллектива.
Директор МЦК Н.Н. Ким отметила, что интерес к теме патриотизма в Республике Корея был обусловлен трансформацией политического режима, переходом от авторитаризма к демократии, и появлением идеологического вакуума. Долгое время считалось, что патриотизм является основным элементом правой националистической идеологии, определявшей развитие южнокорейского государства в годы Первой-Пятой Республик. В основе патриотической концепции в это время были интересы нации, считавшейся превыше всего, выше интересов личности. Изменение политического строя поставило на повестку дня вопрос – что делать с националистической концепцией патриотизма? стоит ли вообще сохранять патриотизм? или нужно от него отказаться, как от идей, нарушающих естественные права человека на жизнь и безопасность? Таким образом, исследователи стали изучать политическую теорию, философию, преимущественно европейскую, в которой широко обсуждалась ранее проблема патриотизма.
В.н.с. Е.А. Вострикова рассказала, что ей удалось сделать в рамках проекта: выявить тесную связь и преемственность северокорейского патриотического искусства с советским искусством в жанре соцреализма, обозначить точки соприкосновения и убедительно доказать, что в КНДР, как и ранее в СССР, изобразительное искусство представляет собой идеальный инструмент индоктринации, который активно используется властями в сфере патриотического воспитания. Важно подчеркнуть, что при всей полноте заимствования патриотических идей, художникам КНДР удалось выработать свой индивидуальный стиль, объединивший традиционные мотивы и техники с западными, который полностью отвечает заказцу правящей элиты. При этом для российских исследователей понимание тенденций в северокорейском искусстве легче, чем для, например, американских или западноевропейских, именно из-за общих идеологических установок советского времени.
Аспирант ИСАА МГУ И.В. Гринёв, подводя итог анализу идеологической подготовки военнослужащих в Республике Корея в условиях авторитарного режима, установил, что южнокорейская система чонхун, сформированная при президенте Пак Чонхи, до сих пор остается актуальной и играет первостепенную роль в морально-патриотическом воспитании в армии. Отдельно он отметил любопытную тенденцию привлечения северокорейских перебежчиков для пропаганды, что особенно актуально в свете непростых межкорейских отношений.
Аспирант ИСАА МГУ А.С. Старшинов на основании проведенного за год исследования выделил следующие особенности патриотического воспитания в Республике Корея: акцент на рационализм и экономику, прослеживающийся в школьных учебниках истории, начиная с 1970-х гг.; сильное влияние идей модерна и в целом ориентация на современность; попытки следования «идеальному опыту» Запада и стремление развивать патриотические идеалы, не теряя надежды на осуществление «американской мечты».