«Мозаика культур Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии» на Фестивале науки МГУ в ИСАА
8 октября 2016 в рамках Фестиваля науки МГУ была представлена программа «Мозаика культур Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии»
Устроителями программы выступали два наиболее многопрофильных подразделения Института стран Азии и Африки – кафедра филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии и кафедра истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Студенты кафедр специализируются по языкам, литературе и истории семи государств региона ЮВА и двух стран, лежащих за его проделами – Кореи и Монголии. Перед организаторами стояла сложная задача представить гостям яркие, самобытные языки и культуры, которые пока не пользуются большой известностью в России.
Знакомство с регионом, изучаемым студентами кафедр было построено на сочетании принципов познавательности и увлекательности. Увлекательность обеспечивала концертная часть программы с исполнением песен и танцев народов ЮВА, Кореи и Монголии. Познавательный элемент содержался в представленном гостям видеоряде, общей информации и нескольких интерактивах, подготовленных студентами.
В кратком вступительном слове зав. кафедрой филологии стран ЮВА, Кореи и Монголии доц. Е.С.Кукушкина кратко рассказала о важности исследования этих самобытных стран, играющих все более заметную роль в международных отношениях и привлекающих к себе все большее внимание, пригласив потенциальных абитуриентов присоединяться к тем, кто уже с интересом и энтузиазмом их изучает. Информация сопровождалась ярким видеорядом с государственной символикой и пейзажами, — свидетельством красоты и географического разнообразия региона — а также демонстрацией национальных костюмов.
Студенты исполнили корейский народный танец и популярную тайскую песню, после чего студенты тайской группы в развлекательной форме с помощью мультфильма познакомили собравшихся с тайским алфавитом. Гостям было предложено написать их имена по-тайски. Интерактив продолжили студенты, специализирующиеся по языку и истории Камбоджи, которые представили кхмерскую письменность через посвященное ей стихотворение и кратко пояснили ее основные принципы. Гости имели возможность сравнить звучание языков двух соседних стран, один из которых является тональным, а другой атональным, и попытаться вместе со студентами освоить произношение нескольких слов и выражений. Тоже тональный и имеющий необычный алфавит бирманский язык прозвучал во время исполнения стихотворения о Мьянме.
В ином ракурсе представили изучаемую страну студенты-малаисты, показавшие аудитории любимую во всей Юго-Восточной Азии игру в плетеный мяч сепак такрау. Они рассказали о происхождении названия игры и ее разновидностях, в заключение предложив гостям также попробовать в ней свои силы. После этого студенты провели небольшую викторину на знание знаковых реалий Малайзии, предложив гостям распознать на фото знаменитые башни-близнецы Петронас в Куала Лумпуре, плод дуриан с характерным резким запахом, национальное оружие малайцев кинжал-крис, эндемический вид обезьян-носачей и расписываемую с помощью нанесения воска батиковую ткань.
Монголисты начали свое выступление, исполнив песню о коне, без которого немыслима жизнь степного народа. Интерактивная часть номера состояла из разучивания с аудиторией наиболее употребительных обиходных выражений, отражающих особенности мировоззрения и жизненного уклада монголов.
Большое впечатление на собравшихся произвел индонезийский танец, поставленный на древний мифологический сюжет. Танец изображает борьбу и конечное торжество сил добра и порядка над демоническим началом. В постановке и исполнении танца принимали участие индонезийские студенты РУДН имени Патриса Лумумбы.
В завершение гости смогли послушать песни на двух очень разных языках Юго-Восточной Азии — вьетнамском и филипино.
Представляя свои страны, студенты ИСАА общались с гостями, отвечая на их вопросы по изучаемым странам, делали необходимые страноведческие комментарии к каждому номеру. Наградой участникам программы «Мозаика культур стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии» стал живой отклик переполненной аудитории. В успехе мероприятия большая заслуга не только преподавателей и студентов двух кафедр, но также сотрудников компьютерного класса и лаборатории технических средств обучения, в кратчайшие сроки обеспечивших установку необходимого оборудования.
Статью подготовила: Е.С.Кукушкина