Февральское заседание общества «Нусантара»
28 февраля члены общества Нусантара провели первое заседание в 2017 году.
Первым докладчиком выступил Н.В.Юрчиков (ИСАА МГУ), представивший сообщение на тему «Остров Батам как «индонезийский Сингапур»: перспективы экономического роста».
Ныне Батам, лежащий в 20км к югу от Сингапура, является одним из наиболее динамично развивающихся районов Индонезии. В 1960х годах экономический подъем Сингапура потребовал новых площадей под производство. Десятилетием позже Батам был превращен в индустриальную зону, где промышленное строительство осуществлялось совместно Индонезией и Сингапуром. В XXIв. остров стал крупнейшим центром производства электротехники в ЮВА и районом интенсивного сотрудничества Сингапура, Индонезии и Малайзии.
Остров привлекает инвесторов статусом зоны свободной торговли, дешевой рабочей силой, неосвоенными землями, хорошей инфраструктурой, облегченными условиями ведения бизнеса. В 2015г. на Батаме были представлены 1500 крупных компаний из 38 стран.
При этом, по мнению докладчика, Батам не удалось превратить во второй Сингапур. Остров лишь используется Сингапуром для ввоза сырья, размещения производств и эксплуатации низкооплачиваемой рабочей силы. Ухудшилась экология, пришло в упадок рыболовство, коренное население пиратствует, вывоз продукции с Батама в другие районы Индонезии затруднен высокими налогами.
В докладе подчеркивается необходимость искать для Батама свои пути развития в сторону большей самостоятельности.
В выступлении к.ф.н. М.В.Фроловой (ИСАА МГУ) на тему «В поисках архаического варианта сунданского предания о Санг Курианге по фольклорным и литературным источникам» рассматривался известный сюжет народной словесности. Он существует в многочисленных версиях, в том числе современных.
Изученные фольклорные варианты предания сохранились в изложении современных информантов, а в литературе представлены сказками для детей. В современной словесности к истории Санг Курианга обращались Утуй Татанг Сонтани, Аип Росиди и Айю Утами.
М.В.Фролова приходит к выводу, что в наиболее архаичном варианте сюжет предания использовал сунданец Аип Росиди. В его творчестве присутствуют наиболее древние мотивы. К числу архаических элементов в сюжете предания о Санг Курианге докладчик относит мотивы чудесного рождения героя и инициации, а также явные следы тотемических культов.
В докладе прослеживается параллель между западнояванским сюжетом и историей царя Эдипа. В основе общеизвестного мотива о кровосмешении лежат представления о древней модели передачи власти правителя. М.В.Фролова показывает присутствие в предании о Санг Курианге сюжетных элементов, соотносимых с идеями о ритуальном убийстве, чистой и нечистой жертве, ее искуплении.
Доклады вызвали оживленное обсуждение, выступавшим были заданы многочисленные вопросы.