125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1
+7 (495) 629-43-49
Пн-Сб 9.00-18.00
office@iaas.msu.ru

Image Alt

Конференция «Христианство в Южной и Восточной Азии»

  /  Новости   /  Новости ИСАА   /  Конференция «Христианство в Южной и Восточной Азии»

Конференция «Христианство в Южной и Восточной Азии»

31 марта 2016 г. в Институте стран Азии и Африки МГУ (Моховая ул., 11) состоялась межинститутская научная конференция на тему «Христианство в Южной и Восточной Азии. История и современность». Конференция была организована по инициативе двух научных центров в составе ИСАА МГУ — «Христианство на Востоке» (руководитель – директор ИСАА, профессор И. И. Абылгазиев) и Центра изучения современных проблем Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (руководитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран ДВ и ЮВА О. В. Новакова). Конференция была посвящена изучению сложных и малоизученных проблем проникновения и распространения христианства в странах региона Южной и Восточной Азии – огромного пространства земного шара с многомиллионным населением; были охвачены практически все страны Азии от Индии до Японии и Восточного Тимора. Надо подчеркнуть, что предметом исследования стали различные христианские конфессии, представленные в странах региона: католицизм, протестантизм и православие. Неподдельный интерес к конференции со стороны отечественных востоковедов-специалистов свидетельствует о востребованности религиоведческой темы и необходимости изучения различных ее аспектов применительно к странам Востока. Особое внимание привлекли доклады, в которых анализировалось взаимодействие христианства с местными культурами и цивилизациями, рассматривалось применение миссионерами так называемого «метода адаптации»,  что позволило высветить многие малоизученные стороны жизни и менталитета восточных народов, и в свою очередь дает возможность понять и моделировать их поведенческую модель в будущем. В конференции приняли участие ведущие ученые-востоковеды основных академических востоковедных исследовательских институтов (Институт Востоковедения РАН, Институт Дальнего Востока РАН) и вузов востоковедного профиля (Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (У), Петербургский ГУ (Восточный факультет). Было заслушано 25 научных докладов по самым разным проблемам истории развития и современного состояния христианства во всех странах заявленного региона. Число участников конференции составило более 50 человек. В конференции также приняли участие представители Русской Православной Церкви: епископ Воскресенский Савва; член патриаршего совета по культуре, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон Василий Бурдонский; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Дмитрий Иванович Петровский. С приветственным словом к участникам конференции обратился директор ИСАА, профессор И.И. Абылгазиев. Пленарное заседание открылось содержательным докладом протоиерея о. Максима (Козлова), профессора Духовной Академии на тему: «Римский католицизм. Ватикан – духовный центр католической церкви. Реформация и Контрреформация». На пленарное заседание были также вынесены основные доклады по Китаю — «Российская Духовная Миссия и распространение Православия в Китае во 2-й половине XIX — начале XX вв.»  профессора Н.А. Самойлова (Вост. ф-т СПбГУ) и Японии – «Парадоксы культурного диалога в трудах Св. Николая Японского» В.П.Мазурика (ИСАА МГУ).  Директор Центра АСЕАН МГИМО (У) В.В. Сумский связал в своем выступлении «Встречу тысячелетия» между Папой Римским Франциском и Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с историей католицизма на Филиппинах. Председатель Оргкомитета конференции О. В. Новакова представила доклад «Вьетнамская Католическая Церковь и государственная власть , XVI – XXI вв.», убедительно раскрыв природу взаимоотношений католической общины и вьетнамского государства, идеология которого столетиями сохраняла древние элементы. Позиция власти в отношении христианской конфессии всегда основывалась на давней национальной традиции, берущей свое начало в имперской религии и в конфуцианском учении, что придавало сакральность и мифологическую окрашенность концепции государственности в период истории нового времени. Работа конференции строилась по двум секциям: Южной и Северо-Восточной Азии (секция №1) и Юго-Восточной Азии (секция №2). В Секции №1 были заслушаны два интересных доклада по современной Индии, позволившие сопоставить ситуацию на севере и на юге страны: В. А. Бочковская рассказала об этно-кастовой специфике христианства в северных штатах, тогда как А.М. Дубянский – о католицизме дравидийского ареала (оба докладчика представляли ИСАА МГУ). С основательным докладом об особенностях распространения христианства (католицизма) в Китае, о методах адаптации, примененных там миссионерами Ордена иезуитов и приведших к так называемой «ссоре из-за китайских обрядов», выступил известный специалист по истории культуры и христианства в Китае, д. и. н. А.В. Ломанов (ИДВ РАН). В этой секции были представлены доклады практически по всем странам региона: «Христианство в Японии: этапы становления и развития» (Б.А. Малышев, лиценциат истории Церкви, старший преподаватель кафедры истории и культуры религий России Московского института открытого образования (МИОО) и Центра изучения религий РГГУ), «Особенности религиозного сознания японцев и их влияние на перевод Библии и распространение христианства» (А.С. Борисова, ИСАА МГУ), «Социокультурные факторы обращения монголов в христианство после 1990 г». (Р.Т.Сабиров, ИСАА МГУ), «Становление и развитие протестантизма в Корее (1832 — 1910)» (А.В. Пак, ИВ РАН), «Протестантские деструктивные секты в Республике Корея и их политический аспект» (К.В.Асмолов, ИДВ РАН и ИСАА МГУ). Доклады на Секции №2 отличались разнообразием материала, одновременно давая пищу для плодотворных сопоставлений. Такие темы как «Христианство в Камбодже, XIX-XXIвв.» (Н.Н.Бектимирова, ИСАА МГУ), «Христианство в Таиланде (Сиаме): политика и прозелитизм» (Е.А.Фомичёва, ИВ РАН), «Попытки христианизации Лаоса (Лансанга) в XVIIв. и их результаты» (Е.А.Яковлева (МГИМО (У), подчеркнули общеесвойство культуры этих стран: высокую сопротивляемость буддизма тхеравады воздействию инорелигиозной проповеди. В результате количество христиан среди коренных жителей данных государств до настоящего времени остается чрезвычайно малым в процентном отношении. Тем не менее, в каждой из этих стран были свои факторы, делавшие в какой-то момент некоторую, пусть очень малую часть местного населения более открытой христианской проповеди. При этом общая неудача попыток обращения дает возможность судить о неотъемлемых свойствах мировоззрения народов данного региона, делавших его удивительно устойчивым перед внешними влияниями. В материковой Юго-Восточной Азии относительно крупная католическая община присутствует лишь во Вьетнаме. Несмотря на существенное численное преобладание среди местного населения приверженцев буддизма и конфуцианства, христиане играют заметную роль в культуре страны, что доказательно продемонстрировала в своем докладе «Влияние католицизма на вьетнамскую литературу» Т.Н.Филимонова (ИСАА МГУ). В островной части региона христианство представлено достаточно  широко, хотя продолжительность его присутствия в разных районах, доля от общей численности населения, этнический состав и социальная принадлежность верующих весьма разнятся. Для Малайзии и Индонезии единой является издавна существующая проблема их взаимоотношений с исламом как доминирующей и официальной религией: в докладе «Католицизм на Малаккском полуострове и Восточном Тиморе, XVI–XX вв.» Н.А.Толмачёв, МГИМО (У) обрисовал историю бытования католицизма в данном регионе. В докладе «Христианская община Индонезии в постколониальный период (1945–2016гг.» (Г.В.Сучков, ИСАА МГУ) была обстоятельно рассмотрена тема о положении индонезийских христиан с момента провозглашения независимости по настоящий момент. Примечательно, что на практике господство фундаментального ислама не всегда могло до конца исключить воздействие иной, «чуждой» идеологии: малайская проза 1930-х годов неожиданным образом обнаруживает следы идей, заложенных столетием ранее христианскими миссионерами — «Христианство в зеркале малайской литературы, XIX – 1-я половина XX в.» (Е.С.Кукушкина, ИСАА МГУ). Филиппины являются единственным государством Юго-Восточной Азии, где христиане составляют подавляющее большинство населения. Католическое духовенство, как испанское, так и из числа коренных жителей играло огромную роль в период колонизации архипелага, что показано в докладе «Католические священники и местные священнослужители в период завоевания Филиппин (вторая половина XVI в.): на материале труда Антонио де Морга «История Филиппинских островов» (1609 г.)» (Ю.М.Ульянов, В.М.Голикова, ИСАА МГУ). Подчеркнем, что роль клира была изучена на материале одного из ранних источников по истории распространения христианства на Филиппинах. Жизнедеятельность конфессий имеет и свой лингвистический аспект, рассмотренный Е.Г.Фроловой (ИСАА МГУ) в докладе «Языковая политика и применение различных языков в католических общинах Филиппин». Заседание секции завершилось сообщением В.В.Ремарчука (ИСАА МГУ), посвященным памяти протоиерея Василия Строганова, настоятеля храма Малое Вознесение на ул. Большая Никитская, бывшего выпускника вьетнамского отделения ИСАА, пришедшего к церковному служению «востоковедной тропой».
Конференция стала заметным событием не только в научной жизни МГУ. Она получила отклик и среди специалистов различных исследовательских центров; их активное участие в конференции и качество представленных докладов свидетельствует об актуальности избранной темы и больших перспективах ее дальнейшей разработки. Соответствующие исследования будут продолжаться в рамках широкого тематического спектра деятельности Центра по изучению современных проблем ДВ и ЮВА.
Статью подготовили: О.В.Новакова, Е.С.Кукушкина